1. Способность к достижению выдающихся результатов в спорте, победы в споре сильнейших складываются из многих составляющих, среди которых особое место занимает двигательный дар-способность атлета к оптимальности движений и действий в данном виде спорта. Но, в конечном счёте, она определяется тем количеством «личной силы» или свободной энергией, которой в конкретной соревновательной ситуации обладает атлет. «Личная сила» определяет всё – возможное и даже невозможное с позиции ума. «Человек представляет из себя не что иное, как сумму своей личной силы… Всё, что человек делает или не делает, может или не может, всё, что с ним происходит или нет, зависит от его личной силы» /К.Кастанеда/.

Признание определяющего влияния, имеющейся у человека энергии на качество жизни и способность к активной созидательной деятельности с достижением целей вытекают из современной мировоззренческой позиции, в соответствии  с которой мир состоит не из объектов, какими они представляются нашему взгляду и уму, а из полей энергии. Человек в своей истинной реальности представляет собой пространственную энергоинформационную структуру, определённую природой конфигурацию /паттерн/ бесконечно малых, быстродвижущихся частиц. Если согласиться с этим фундаментальным положением о природе человека, с тем, что мы нечто иное как поля энергии и перестать воспринимать себя только с позиции ума, то изменится наше видение мира, и наш образ поведения в нём. Принимая себя лишь в качестве Эго (то, как мы себя себе представляем), которое на самом деле, не имея никакой конкретной субстанции, является лишь набором верований, убеждений, стереотипов поведения и эмоционального реагирования, мы совершаем огромное количество энергоёмких действий, направленных на отстаивание образа себя и самоутверждения Эго. Главными «пожирателями» нашей энергии – «энергетическими вампирами» являются: повторяющиеся и изнуряющие привычки и побуждения, болтовня, ссоры, излишние рассуждения, осуждения и обвинения, критика, жалобы, употребление алкоголя и курение, безудержное стремление к развлечениям, азартным играм, просмотру фильмов с насильственными сценами, а также негативные эмоции: раздражение, гнев, скука, самосострадание, ревность. Вредны негативные и неправильные мысли, когда человек в основном думает и говорит о вещах, которые он не хочет или постоянно высказывает сомнения в возможностях достижения цели.

Признавая себя в качестве энергоинформационной структуры, мы научимся постоянно уделять  внимание задаче увеличения жизненной энергии. Зная, что каждое действие в этом мире укрепляет или ослабляет нашу «личную силу», мы будем вести себя безупречно с энергетической точки зрения. Мы можем научиться отслеживать с целью  контроля и позитивной коррекции свои мысли (ведь именно мысли определяют нашу реальность), а также способы эмоционального реагирования и поступки, чтобы не совершать приводящих к бесцельному расходу энергии действий.

Чтобы это произошло необходимо избавиться от всех мысленных и эмоциональных иллюзий – следствий, навязанных нам ранее предвзятых мыслей и ограничивающих убеждений, а также следов прошлых эмоциональных травм. Они, как густая вуаль, заслоняют и искажают реальное видение мира, во многом определяют течение нашей жизни, вынуждая нас ошибаться в оценках, совершать ошибочные действия и страдать от этого, что в конечном счете приводит к тому, что мы не достигаем желаемых целей. Ведь так же, как карта не есть территория, а только представление о ней, так и видение мира человеком (внутренняя реальность) никогда не бывает полным и точным слепком окружающей действительности (внешней реальности). Это в свою очередь рождает иллюзию ограниченности человеческих возможностей, то есть возможных выборов. На самом же деле выборов не достаёт не миру, а нашим представлением о нём.

Спортсменам, стремящимся к достижению выдающихся результатов, необходимо уметь «охотится» за «личной силой», определяемой наличием свободной энергии, стать «безупречным», то есть очень внимательно относиться ко всем своим поступкам, помня, что не бывает ничего не важного, второстепенного. Все свои действия следует направлять на накопление , сохранение и использование свободной энергии исключительно в целях достижения спортивного результата.

Для практики спорта высших достижений энергетическая концепция природы человека важна в силу чрезвычайно высокой энергоёмкости процессов подготовки и участия в соревновательной деятельности.

Сознание и тело человека являются двумя частями единой системы. И если сознание человека приковано к каким-либо проблемам выживания, то на телесном уровне это неизбежно проявляется в виде мышечных зажимах и блоков, которые блокируют свободное течение энергии в организме. Тело делает то, что ему говорит и «рисует» управляющий работой мозга Разум – присущая человеку способность к самоорганизации, самоуправлению и самосовершенствованию. Необходимо, чтобы мысли и эмоции не мешали, а способствовали разуму в достижении целей. Ведь каждое движение тела сознательно или бессознательно контролируется мозгом, электрическая активность которого порождает ментальные процессы, а возникающие мыслив свою очередь направляют энергию на телесные действия.

  1. К сожалению, в практике спортивной подготовки, как и во всех общеобразовательных программах и обучении в целом, доминирует так называемое «объективное обучение», в котором внимание направлено на познание объективного мира. Мир идей человека, его мыслей и чувств, то есть субъективный мир человека, всё его многообразие и необозримые пространства, как бы исключаются из числа важных составляющих для достижения результатов в спортивной деятельности. Следствием этого является столь малое внимание, которое уделяется «субъективному обучению» – научению человека знанием о себе, умению понимать себя, правильно и позитивно мыслить, контролировать свои эмоции и чувства, знать мотивы своего поведения. Восполнение этого пробела в образовании и текущей подготовки спортсменов является нашей целью, реализуя которую мы будем публиковать сведения о человеке из областей физиологии, психологии и психотерапии. Следует напомнить, что само слово «образование» – это существительное, произошедшее от глагола «образовываться», обозначающего непрерывно протекающий процесс, а не состоявшееся и законченное событие. Следовательно, образование никогда не может быть законченным.
  2. Изучение устройства «человеческой машины» нам кажется целесообразно начать с процессов энергообеспечения, без которых невозможно поддержание самой жизни – колебательного процесса (биоритмов), являющегося основой существования любой живой системы и обеспечивающего все адаптивные реакции организма. Источником энергии для поддержания биоритмической активности является обмен веществ – процессы метаболизма, и от их активности и сбалансированности зависит широта интервалов, в пределах которых адаптивные реакции, отклоняясь в противоположные стороны, могут вновь возвращаться на свои оптимальные уровни. Именно широта интервалов, опирающаяся на высокую активность обмена веществ, свидетельствует о высокой надёжности биологической системы.

В основе энергообеспечения организма лежат два процесса: кислородный (аэробный) и бескислородный (анаэробный) пути. Главным условием стабильной и оптимальной спортивной деятельности является гармоническое сопряжение и сбалансированность в работе этих процессов. Все эти процессы объединяет то, что их конечным продуктом, обеспечивающим в организме все процессы деятельности (в том и физические нагрузки), является аденозинтрифосфорная кислота (АТФ). Схематически это выглядит так:

  1. Реатинфосфат(КФ)+аденозинфосфат(АДФ)=креатин+АТФ. Это анаэробный путь без образования в мышцах молочной кислоты путь.
  2. Глюкоза+АДФ=АТФ+лактат(молочная кислота). Это анаэробный с образованием лактата (молочной кислоты) путь.
  3. Глюкоза+кислород+АДФ=АТФ+вода+углекислота.
  4. Жиры+кислород+АДФ=АТФ+вода+углекислота.

Оба эти пути являются аэробными. Каждый из представленных энергетических путей имеет важное значение для обеспечения физической нагрузки того или иного рода. Креатинфосфатная система обеспечивает выполнение нагрузки максимальной мощности длительностью не более 10 секунд, так как запасы креатинфосфата в работающей мышце полностью истощаются. Лактатная система способна достаточно долго обеспечивать высокую интенсивность работы, но её минусом является накопление молочной кислоты в работающих мышцах и закисление внутренней среды организма.

Наибольшее количество энергии организм получает в циклах с присутствием кислорода из глюкозы и жиров. Но эти системы достаточно инертны и включаются в процесс работы лишь на второй – третьей минуте от начала физической нагрузки. С точки зрения изложенных представлений смысл тренировочного процесса заключается в поддержании баланса между двумя фазами метаболического процесса (аэробного и анаэробного), который следует рассматривать как единый, нелинейный, колебательный.

  1. Очевидно, что проблемы перетренированности лежат в плоскости представления о дисбалансе в работе метаболического механизма.

Высокие концентрации лактата в крови являются отражением развития ацидоза (закисления) как внутри мышечных клеток, так и в межклеточных пространствах. Закисление приводит к серьёзным метаболическим нарушениям. Функционирование многих ферментных систем, в том числе аэробного энергообеспечения, резко нарушается. Причём изменения эти могут сохраняться длительно. Часто неконтролируемое повторение таких нагрузок при отсутствии полного восстановления аэробной ёмкости приводит к развитию перетренированности.

В первую очередь следствием ацидоза является нарушение тонкой координации движений, что отчётливо проявляется в высокотехничных видах спорта. Резко возрастает риск травмирования спортсменов. У спортсменов с высокой мотивацией к спортивным достижениям может быть нарушена субъективная оценка самочувствия, часто они недооценивают тяжесть того или иного занятия, иногда самостоятельно идут на увеличение продолжительности или интенсивности физической нагрузки. Накопление усталости и недовосстановленности организма может потребовать специальных мер. Наиболее типичными  в таких состояниях являются жалобы на усталость, скованность движений, раздражительность, беспокойство, отсутствие должной концентрации внимания, вспыльчивость, сниженный фон настроения. Понятно, что проблемой тренера и врача является определение той грани, за которой нарушается устойчивый баланс метаболических процессов и развиваются признаки хронической усталости.

В заключение следует отметить, что на практике, с точки зрения спортивной физиологии, успешность любого тренировочного процесса сводится к повышению у спортсменов нескольких функционально значимых показателей:

  1. величины максимального потребления кислорода на килограмм массы тела (МПК).
  2. уровня анаэробного порога (лактатного).
  3. экономичности движений за счёт совершенствования техники движений.

 

В.П. Наталенко,

Заслуженный тренер России,

доктор медицинских наук,

клуб Явара-Нева